Пациент, здравоохранение и глобализованный мир. Сборник «Организация лечебно-профилактической помощи населению и вызовы глобализации (материалы международной научно-практической конференции)», Москва, 2012


Петрова И.А., Нисан Б.А.
Национальный НИИ общественного здоровья РАМН, Москва
Департамент здравоохранения города Москвы
Аннотация. Разработка медицинских и этико-правовых стандартов оказания медицинской помощи позволяет всесторонне регулировать в этом процессе взаимоотношения медицинского работника и пациента. В области оптометрии специфика реализации прав пациента заключается в особом внимании к консьюмеристской, потребительской составляющей медицинских услуг. Поэтому особое внимание здесь уделяется субъективной удовлетворенности пациентом качеством предоставленной услуги и медицинского изделия в частности.
Ключевые слова: права пациента, оптометрия, медицинская услуга.

THE PATIENT RIGHTS IN OPTOMETRY AND

CONSUMER COMPONENT OF MEDICAL SERVICE

Petrova I.A., Nisan B.A.

Abstract. The development of medical, ethical and legal standards of care can fully regulate relationships in the process of medical professionals and patients. In the field of optometry, the specificity of implementation of patient rights is the focus on the consumeristic component of health care. Therefore, special attention is paid to the subjective satisfaction of the patient experience, such as a medical device in particular.
Keywords: patient rights, optometry, medical services.
Растущий объем получаемой населением информации в области медицинских и юридических вопросов организации и оказания медицинской помощи способствует тому, что в медицинские организации приходят все более грамотные пациенты, предъявляющие обоснованные требования к высокому качеству оказываемой медицинской помощи и ее грамотному этико-правовому сопровождению. Современная разработка медицинских и этико-правовых стандартов оказания медицинской помощи позволяет точно и всесторонне регулировать возникающие в этом процессе взаимоотношения медицинского работника и пациента.
В области оптометрии специфика реализации прав пациента заключается, на наш взгляд, в особом внимании к консьюмеристской, потребительской составляющей медицинских услуг, поэтому особое внимание здесь должно быть уделено субъективной удовлетворенности пациента качеством предоставленной услуги в целом и медицинского изделия в частности. Требования относительно медицинского изделия достаточно детально представлены в ст. 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [1]:
1. Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
2. Медицинские изделия подразделяются на классы в зависимости от потенциального риска их применения и на виды в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий. Номенклатурная классификация медицинских изделий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
3. Обращение медицинских изделий включает в себя технические испытания, токсикологические исследования, клинические испытания, экспертизу качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, их государственную регистрацию, производство, изготовление, ввоз на территорию РФ, вывоз с территории РФ, подтверждение соответствия, государственный контроль, хранение, транспортировку, реализацию, монтаж, наладку, применение, эксплуатацию, в том числе техническое обслуживание, предусмотренное нормативной, технической и (или) эксплуатационной документацией производителя, а также ремонт, утилизацию или уничтожение.
4. На территории РФ разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Р Ф, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти (данное положение в части утверждения порядка государственной регистрации медицинских изделий вступает в силу с 1 января 2013 г.).
5. Медицинские изделия, которые изготовлены по индивидуальным заказам пациентов, к которым предъявляются специальные требования по назначению медицинских работников и которые предназначены исключительно для личного использования конкретным пациентом, государственной регистрации не подлежат. <…>
10. В порядке, установленном Правительством Р Ф, уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти осуществляет ведение государственного реестра медицинских изделий и организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, и размещает его на своем официальном сайте в сети Интернет.
11. В государственный реестр медицинских изделий и организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, вносятся следующие сведения:
1) наименование медицинского изделия;
2) дата государственной регистрации медицинского изделия и его регистрационный номер, срок действия регистрационного удостоверения;
3) назначение медицинского изделия, установленное производителем;
4) вид медицинского изделия;
5) класс потенциального риска применения медицинского изделия;
6) код Общероссийского классификатора продукции для медицинского изделия;
7) наименование и местонахождение организации — заявителя медицинского изделия;
8) наименование и местонахождение организации — производителя медицинского изделия или организации — изготовителя медицинского изделия;
9) адрес места производства или изготовления медицинского изделия;
10) сведения о взаимозаменяемых медицинских изделиях.
Следует учитывать и наличие трех режимов обеспечения прав пациента.
Первый режим представлен общими универсальными правами пациента (ст. 19. ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»).
Второй режим закреплен соответствующими федеральными законами, которые регулируют правовой статус пациента-ребенка, инвалида, ВИЧ-инфицированного, лица, болеющего туберкулезом, страдающим психическим расстройством.
Третий режим касается правового статуса пациента, который определяется условиями заключаемого с пациентом или его законными представителем договора.
Анализ структуры дефектов, возникающих при оказании медицинских услуг, показывает, что ведомственный контроль больше сосредоточен на выявление дефектов документации, вневедомственный — на дефектах организации медицинской помощи. По нашему убеждению, и тот и другой виды контроля должны быть направлены, одновременно с названным, на выявление нарушений прав пациента в соответствии с перечнем прав, закрепленных законодательно. Поэтому совершенствование системы контроля качества медицинских услуг с обязательностью должно предусматривать контроль обеспечения законодательно закрепленных прав пациента.
Литература

  1. Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.10.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»