Права пациента в области оптометрии и потребительская составляющая медицинской услуги. Сборник «Организация лечебно-профилактической помощи населению и вызовы глобализации (материалы международной научно-практической конференции)», Москва, 2012


Нисан Б.А., Прокинова А.Н.
Департамент здравоохранения города Москвы
Национальный НИИ общественного здоровья РАМН, Москва
Аннотация. Показано, что в России государство и бизнес обоюдно заинтересованы в развитии и модернизации инфраструктуры здравоохранения на федеральном и региональном уровнях. Мобилизация усилий всех участников этого процесса позволит сделать качественным развитие рынка государственно-частного партнерства. Здравоохранение нуждается в значительных инвестициях частных инвесторов, обеспечить которые может наличие законодательного поля, т. е. закона, защищающего интересы и устанавливающего ответственность государства и бизнеса как субъектов правоотношений.
Ключевые слова: здравоохранение, государственно-частное партнерство, законодательство.

ABOUT THE LEGAL MARKET REGULATION OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN HEALTHCARE OF RUSSIA

Nisan B.A., Prokinova A.N.

Abstract. It is shown that Russia government and business has common interest in the development and modernization of health infrastructure at the federal and regional levels. The mobilization of all involved will make a qualitative development of the market of public-private partnership. Health care needs a substantial investments of private investors, which can be provided by the presence of a legislative base, i.e. the law which protects interests and sets responsibilities of the state and businesses as legal entities.
Keywords: health care, public-private partnership, legislation.
Увеличение затрат на здравоохранение в результате спроса на медицинскую помощь затрудняет предоставление медицинских услуг государством в необходимом для общества объеме, приводит к росту нагрузки на государственный бюджет и уменьшает доступность лечебно-профилактической помощи населению. Существуют и серьезные административные барьеры для участия частного сектора здравоохранения в исполнении государственного заказа.
В России имеют место специфические проблемы, которые нехарактерны для Европы: отсутствует целостная политика реформирования отрасли; низкое качество управления; низкий уровень технологической оснащенности; широкое распространение теневой медицины; неэффективное медицинское страхование [1].
Политические и экономические преобразования последних лет в странах с переходной экономикой создали потенциальные условия для совместных усилий государства, бизнеса и гражданского общества в решении социальных задач за счет объединения ресурсов, знаний и опыта.
В последнее десятилетие доля частной системы в отечественном здравоохранении расширяется, что вносит новые особенности в организацию лечебно-профилактической помощи населению. При этом проявляются все с большей силой проблемы, ранее не характерные для российского здравоохранения. Одна из них — государственно-частное партнерство (ГЧП), которое существует в РФ с середины 1990-х годов, но недостаточно исследовано с точки зрения общественного здоровья. Государственно-частное партнерство — это достаточно новое явление в нашей стране по сравнению с западноевропейскими странами, теоретические основы которого недостаточно разработаны. Считалось, что ГЧП вызывало лишь конфликт интересов в силу разнообразных мотиваций в оказании медицинской помощи при единой цели — укрепление здоровья граждан России. В настоящее время ЧГП объективно нуждается в правовых механизмах приведения его в соответствие приоритетам в охране здоровья и обеспечения интеграции в здравоохранение [2].
Конституция РФ декларирует равный доступ к медицинской помощи и определяет равенство всех форм собственности и принципы единого государственного регулирования. Однако официального правового определения государственно-частного партнерства в российском законодательстве нет. Само ГЧП в здравоохранении регулируется законами: «Об организации страхового дела в Российской Федерации», «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и Законом «Об основах охраны здоровья граждан РФ», принятым в 2011 г. Принципы нового Закона «Об автономных учреждениях» пока распространяются только на сферу образования, а введению автономного принципа для учреждений здравоохранения оказывается противодействие. Пока не приняты законы о гарантиях оказания медпомощи, о социальных стандартах, поэтому часть ниш в законодательстве до сих пор не заполнена.
Новые законы, которые могут способствовать развитию ГЧП, — «О Банке развития», «Об инвестиционных фондах» и «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», — к сожалению, не содержат определения ГЧП. Упоминается о доле муниципалитетов или государства в со-финансировании, однако механизмы ГЧП не прописаны. В настоящее время принимаются меры, которые призваны улучшить ситуацию. Принято постановление Правительства Р Ф от 14 февраля 2009 г. № 138 «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении объектов здравоохранения, в том числе объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения». Разрешено брать в концессию объекты здравоохранения, чего не было раньше. Принятие закона о возможности создания венчурных и малых предприятий для НИИ и вузов создает хорошую возможность для развития ГЧП.
Государство и бизнес обоюдно заинтересованы в развитии и модернизации инфраструктуры здравоохранения на федеральном и региональном уровнях. Мобилизация усилий всех участников этого процесса позволит сделать качественным развитие рынка государственно-частного партнерства. Здравоохранение объективно нуждается в значительных инвестициях частных инвесторов. Обеспечить их приход может наличие подготовленного законодательного поля, т. е. закона, защищающего интересы и устанавливающего ответственность государства и бизнеса как субъектов правоотношений.
На территории России действуют региональные законы о ГЧП, которые приняты в 45 регионах. К сожалению, большинство региональных законов о ГЧП носят декларативный характер. Они не содержат достаточного количества правовых норм, обеспечивающих надежную защиту интересов государственного и частного партнеров. Однако их наличие само по себе является положительным моментом, поскольку является откликом на стремление субъектов к созданию благоприятной среды для частных инвесторов, а также стимулирует региональные власти на новые шаги по привлечению капиталовложений. Принятие региональных законов свидетельствует о понимании администрациями выгод от реализации ГЧП-проектов, которые не только способствуют развитию местного бизнеса, созданию новых рабочих мест и увеличению налоговых поступлений, но придают импульс развитию всей хозяйственно-экономической системы регионов.
Принятие только региональных законов не увеличивает возможности федеральной власти в целом контролировать и координировать процессы развития ГЧП в России. Проект Федерального закона «О государственно-частном партнерстве» (2012) призван сформировать единое правовое поле и четкое понимание того, что такое государственно-частное партнерство и как оно действует, в т. ч. и в здравоохранении. Структурирование любого ГЧП-проекта требует индивидуального подхода и творческого отношения к нему как со стороны государства, так и со стороны бизнеса. Его невозможно поместить в заранее установленную финансово-правовую схему. В этом отношении проект Федерального закона позволит задать вектор развития управления и регулирования отношений ГЧП в здравоохранении.

  1. Литература
  2. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство в России: проблемы и перспективы // 0течественные записки. — 2004. — № 6.
  3. Рожкова С. Анализ мирового опыта использования государственно-частного партнерства в различных отраслях экономики // Рынок ценных бумаг. — 2008. — № 1 (352).
  4. Никитаева А. Ю. Стратегии и механизмы взаимодействия государства и бизнеса в регионах России // Региональная экономика. — 2007. — № 9.