Современные аспекты взаимодействия оптометрической службы и государственной системы здравоохранения в Великобритании. Сборник «Организация лечебно-профилактической помощи населению и вызовы глобализации (материалы международной научно-практической конференции)», Москва, 2012
Нечаев В.С., Нисан Б.А.
Национальный НИИ общественного здоровья РАМН, Москва
Департамент здравоохранения города Москвы
Аннотация. Представлен анализ современных аспектов организации работы оптометрической службы в национальной системе здравоохранения Великобритании.
Ключевые слова: здравоохранение, оптометрия, медицинская помощь.
THE ACTUAL ASPECTS OF INTERACTION OF OPTOMETRIC SERVICE AND HEALTH CARE SYSTEM IN GREAT BRITAIN
Nechaev V.S., Nisan B.A.
Abstract. The analysis of actual aspects of organization of functioning of optometric service in national public health system in Great Britain is presented.
Keywords: public health, optometry, medical care.
В здравоохранении Великобритании служба оптометрии на местном уровне занимает одно из ведущих мест по оказанию ориентированного на пациента и экономически эффективного вида медицинской помощи. Оптометрия изначально ориентировалась на рынок медицинских услуг и поэтому при взаимодействии с национальной системой здравоохранения скорее занимает место партнера, а не подконтрольного подразделения. В результате такого стратегического подхода сектор оптики существенно вырос в своем объеме, прежде всего за счет доступности, разнообразия выбора услуг и качества медицинской помощи для всех жителей Великобритании и в частном, и в государственном здравоохранении [1].
В Великобритании растет доля пожилого населения и, соответственно, увеличивается число случаев нарушения зрения и слепоты. Однако около 50% случаев снижения остроты зрения можно предупредить таким недорогим и минимальным методом, как регулярный офтальмологический или оптометрический осмотр. Внедрение инновационных медицинских технологий позволяет перевести офтальмологические и оптометрические услуги и вмешательства с уровня больничной помощи на амбулаторный уровень. В результате такие тяжелые состояния, как диабетическая ретинопатия, катаракта и макулярная дегенерация, которые раньше несли высокий риск развития слепоты, в значительной степени излечиваются, прежде всего за счет своевременного их выявления [2].
Успешная работа оптометрической службы в рамках национальной системы здравоохранения зависит от наличия профессиональных кадров. Укомплектованность медицинских учреждений квалифицированными офтальмологами и другим персоналом до сих пор нуждается в увеличении. При этом в течение ближайших двадцати лет кадровое обеспечение в офтальмологии будет оставаться ограниченным, несмотря на растущие возможности для лечения и медицинской профессиональной подготовки [3].
Данные Королевского колледжа офтальмологов свидетельствуют о том, что, хотя спрос на офтальмологические и оптометрические услуги растет, большая часть рабочей нагрузки специалиста состоит из повторных амбулаторных назначений на рутинную проверку зрения. К счастью для больничного сектора, большая часть этой работы может осуществляться в оптометрических центрах первичного сектора здравоохранения. В Великобритании большинство оптометристов имеет необходимую квалификацию для проведения рутинного мониторинга, который предпочитают многие пациенты, поскольку обращаются к одному и тому же специалисту, который хорошо знаком с их состоянием. При этом оптометристы и оптики, имеющие дополнительную квалификацию и аккредитацию, могут оказывать и более специализированную помощь. Растет число оптометристов с квалификацией независимого специалиста по выписыванию лекарств. Оптометристы, работающие в первичном звене здравоохранения, остаются ориентированными на рынок медицинских услуг и поэтому в гораздо меньшей степени подвержены влиянию ограничения или нехватки средств, характерных для государственного финансирования или централизованного планирования [4].
Целесообразно на уровне местного здравоохранения считать охрану здоровья глаз моделью той медицинской службы, которая может облегчить нагрузку на другие службы национальной системы здравоохранения и сдержать рост средств, выделяемых на профилактику слепоты. В этом отношении оправдано и сохранение доступности национальной службы по проверке зрения для всего, в первую очередь трудоспособного и платежеспособного, взрослого населения. Следует расширять использование таких форм, как льготная оплата на основе гонораров в частном секторе и бесплатность услуги в системе государственного здравоохранения для категорий граждан с особыми проблемами здоровья.
Улучшит качество и эффективность офтальмологических и оптометрических услуг населению и официальное утверждение Национальным институтом здоровья и клинического совершенства (NICE) национальных стандартов качества по следующим позициям в первичном звене национального здравоохранения [5]:
- постоянный мониторинг больных глаукомой;
- организация службы первичного осмотра и консультативной поддержки пациента с нарушениями зрения;
- организация послеоперационного наблюдения пациентов с катарактой;
- консультативная помощь пациентам с плохим зрением;
- постоянный мониторинг пациентов с диабетической ретинопатией.
Всеобщая доступность этих и других офтальмологических и оптометрических услуг позволит существенно снизить нагрузку на систему стационарного обслуживания, отделения скорой помощи, травмпункты и на врачей общей практики. В отличие от проверки зрения, оказание упомянутых выше услуг потребует официального разрешения консорциума врачей общей практики Великобритании. Поэтому своевременное принятие этих стандартов качества на уровне общей врачебной практики позволит оперативно их внедрить на первичном уровне здравоохранения, снимет повышенную нагрузку с других учреждений здравоохранения, увеличит объем оптометрической помощи на местном уровне и оптимизирует расходы на здравоохранение.