Кадровое обеспечение оптометрической службы в системе вторичной медицинской помощи Великобритании. Сборник «Организация лечебно-профилактической помощи населению и вызовы глобализации (материалы международной научно-практической конференции)», Москва, 2012



Нисан Б.А.
Департамент здравоохранения города Москвы
Аннотация. Рассмотрены вопросы подготовки профессиональных кадров для кадрового обеспечения оптометрической службы в системе вторичной медицинской помощи Великобритании.
Ключевые слова: здравоохранение, медицинские кадры, оптометрическая служба.

THE MANPOWER SUPPORT OF OPTOMETRIC SERVICE

IN SECONDARY MEDICAL CARE OF GREAT BRITAIN

Nisan B.A.

Abstract. The paper answers the questions of professional training for staff in optometric services in secondary health care system of Great Britain.
Keywords: healthcare, medical personnel, optometric service.
В Великобритании в ресурсном обеспечении оптометрических услуг на уровне вторичной медицинской помощи выделяют финансовую, инфраструктурную и кадровую составляющие. Финансовые ресурсы предоставляются за счет расходов национальной системы здравоохранения. Компонент инфраструктуры включает здания, медицинское и техническое оборудование, системы компьютерного сопровождения пациента. Кадровая составляющая включает специалистов, необходимых пациентам на уровне вторичной медицинской помощи для диагностики и лечения нарушений зрения, в первую очередь офтальмологов, оптометристов и офтальмологический средний медицинский персонал. Организация вторичной офтальмологической и оптометрической помощи предусматривает четыре основные категории персонала: офтальмологи, специалисты по ортоптике, оптометристы стационара и офтальмологические медицинские сестры [1].
Подготовка офтальмологических медсестер сама по себе не характеризуется сложностью процесса обучения. Однако имеется значительная нехватка медицинских сестер этого профиля на всех уровнях в силу небольшой привлекательности этой профессии для выпускников медицинских колледжей. Еще одна проблема вторичной оптометрической помощи — недоукомплектованность офтальмологами и оптометристами. Число выпускаемых офтальмологов недостаточно для удовлетворения текущих потребностей во вторичной оптометрической помощи. Поэтому медицинская офтальмология продолжает оставаться главным образом внебольничной практикой уровня первичной медико-санитарной помощи [2].
Около половины новых направлений пациентов к офтальмологу, которые требуют оперативного вмешательства или последующего мониторинга специалистами, являются по преимуществу клинического характера и нуждаются в специалистах по терапии, неврологии или кардиологии. На ближайшие годы прогнозируется значительное увеличение спроса на офтальмологические и оптометрические услуги в Великобритании. Такая динамика требует расширения профессиональных прав оптометристов до позиций возможности выписывать лекарства для пациентов и назначать лечение в целях уменьшения нагрузки на офтальмологические стационары государственной системы здравоохранения [3].
Для учета растущего спроса на офтальмологическую и оптометрическую помощь в Управлении национальной системой здравоохранения Великобритании предложены несколько вариантов выбора [4].
Выбор 1 предполагает продолжение поддержки действующей офтальмологической и оптометрической службы на уровне вторичной медицинской помощи, включающей широкий диапазон услуг и последующее наблюдение. В этом случае на уровне первичной медицинской помощи будет оказываться такие медицинские услуги? как проверка зрения, оценка состояния глаз и подбор очков и контактных линз. Однако расширение диапазона услуг ставит вторичную оптометрическую помощь в трудное положение. Существуют сложности с наймом офтальмологов и оптометристов, а также в оперативном разрешении на использование инновационных методов в практике лечения и профилактики нарушений зрения. Некоторые специализированные отделения больниц не могут нанять на работу медицинский персонал из-за неадекватного финансирования. Текущая ситуация с нарушениями зрения находится под воздействием растущего числа направлений в больничные отделения пациентов из групп высокого риска, например с подозрением на глаукому. Этот выбор может привести к увеличению нагрузки на вторичную офтальмологическую помощь в целом. Соответственно, время ожидания получения помощи будет увеличиваться, что создаст высокий риск того, что пациенты с серьезными проблемами зрения вовремя не получат помощи и потеряют зрение. Фактически речь идет о создании такого положения, когда будет невозможно определять стандарты качества или разрабатывать эффективные местные программы по улучшению состояния зрения у населения.
Выбор 2 состоит в увеличении мощности вторичной медицинской помощи в области офтальмологии и оптометрии: строительство новых больничных отделений, закупка новых медицинских технологий, расширение подготовки врачей-консультантов. Однако на этом направлении возникают две проблемы. Больничные подразделения испытывают трудности с наймом на работу специалистов по офтальмологии и оптометрии, а подготовка офтальмологов и оптометристов высокого профессионального уровня является длительным и дорогостоящим процессом. Во-вторых, сама национальная система здравоохранения Великобритании испытывает определенные финансовые затруднения и любые увеличения расходов, тем более на уровне не самой приоритетной вторичной офтальмологической и оптометрической помощи, не встретят понимания. Тем более что реально необходимый объем инвестиций будет весьма значительным.
Опция 3 представляется наиболее перспективной и состоит в поступательном развитии вторичной офтальмологической помощи, которая действительно способна обеспечить высококачественные и доступные медицинские услуги для пациентов. Препятствием в достижении такого уровня услуг на национальном уровне является то, что вторичная офтальмологическая и оптометрическая служба не может быстро и легко адаптировать эти услуги к резкому увеличению количества пациентов и одновременно удерживать качество услуг на прежнем уровне. Выходом из положения представляется поиск инновационных путей широкого оказания офтальмологической и оптометрической помощи на уровне первичного звена здравоохранения на основе местных инновационных инициатив и максимально эффективного использования имеющихся резервов офтальмологии и оптометрии.
Этот подход должен предусматривать организацию содержательного партнерства между службами оптометрии на местном уровне оказания первичной медико-санитарной помощи и службами офтальмологии на уровне вторичной медицинской помощи. В первую очередь требуется расширение роли местных оптометрических служб в ранней диагностике и последующем динамическом наблюдении за отдельными видами нарушений зрения, поддающихся коррекции [1].
Специалисты по оптометрии и оптике имеют возможность взять на себя дополнительные обязанности и в структурах национальной системы здравоохранения, оказывая необходимую и эффективную специализированную помощь пациентам, которым угрожает острая потеря зрения, и внедряя инновационные и передовые технологии лечения для улучшения исхода заболеваний глаз. Для наиболее полного использования имеющихся ресурсов работа офтальмологических и оптометрических служб должна быть перестроена в направлении улучшения доступности, повышения результативности оказываемых медицинских услуг и усиления роли поставщиков оптометрических услуг местного уровня в области мониторинга групп риска по нарушениям зрения.

Литература

1. N. Bosanquet. Eye Care: Making a reality of equity and excellence. — London: Imperial College. — 2011. — 51 p.
2. NHS Workforce Review Team. Workforce Summary for Medical ophthalmology in England. 2011. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.cfwi.org.uk/publications/Ophthalmology-CfWI-medical-fact-sheet-and-summary-sheet-August-2011
3. General Ophthalmic Services Statistics for Activity in England and Wales 2010 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: copy.yandex.net/?text=Activity%20Statistics%20for%20England%20and%20Wales%202 009&url=http%3A%2F%2Fwww.fodo.com%2Fdownloads%2
Fresources%2FGeneral_Ophthalmic_Services_Activity_Statistics_for_England_and_Wales_200910.pdf&fmode=envelope&lr=213
&mime=pdf&l10n=ru&sign=30aaab053a30c8122247fea59cac9da8&keyno=0Royal College of Ophthalmologists. Maximizing Capacity in AMDServices. 2009). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.rcophth.ac.uk/docs/scientific/Maximising_Capacity_in_AMD_Services_-_December_2009.pdf