Частный сектор в здравоохранении стран БРИКС. Сборник «Организация лечебно-профилактической помощи населению и вызовы глобализации (материалы международной научно-практической конференции)», Москва, 2012
Касимовский К.К., Жиляева Е. П., Нисан Б.А.
Национальный НИИ общественного здоровья РАМН, Москва
Департамент здравоохранения города Москвы, Москва
Аннотация. В статье показано, что в странах БРИКС развитие частной медицины при определяющей роли государственного сектора и контроле со стороны государства способствует привлечению в здравоохранение инвесторов и пациентов из-за рубежа.
Ключевые слова: здравоохранение, страны БРИКС, частный сектор здравоохранения.
THE PRIVATE SECTOR
IN HEALTH CARE OF BRICS COUNTRIES
Kasymovskiy K.K., Jylyayeva Ye.P., Nisan B.A.
Abstract. The article demonstrates that in BRICS countries the development of private medicine promote attraction of foreign investors and patients into national health systems. The crucial role of public health sector and state control is emphasized.
Keywords: public health, BRICS countries, private medicine.
Состояние частного сектора в здравоохранении Бразилии, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики представляет интерес, поскольку эти страны наряду с Российской Федерацией входят в международное объединение, получившее название БРИКС по первым буквам наименований включенных в него государств (в английском варианте это Brazil, Russia, India, China, South Africa). Все эти 5 стран относятся к числу наиболее активно развивающихся экономик мира и декларируют свою приверженность провозглашенной ВОЗ основной социальной цели — достижение здоровья для всех, обеспечение равенства и справедливости в области здравоохранения.
В системах здравоохранения Бразилии, Индии и Китая определяющее положение занимает государственный (общественный) сектор, хотя по объему оказываемой им медицинской помощи и по количеству относящихся к нему служб и персонала здравоохранения он необязательно лидирует. В ЮАР также имеется обширный государственный сектор и растет дополняющий его частный сектор, в настоящее время идет подготовка к поэтапному введению обязательного медицинского страхования.
Во всех странах БРИКС оба сектора участвуют в реализации государственной политики здравоохранения, используя разнообразные виды партнерства, дающего как медицинский, так и экономический эффект. Однако формы деятельности частного сектора здравоохранения в них значительно различаются в силу особенностей их исторического развития и различия отдельных политических, социально-экономических и культурных факторов.
Так, например, в Бразилии, где частными являются более половины служб здравоохранения, в соответствии с положениями ее Конституции и Основного закона по здравоохранению (1990)
государство гарантирует гражданам получение бесплатной медицинской помощи, предоставляемой государственными (общественными) службами, и помощи от частных (платных) поставщиков. При этом оплата частных медицинских услуг возмещается населению из правительственных фондов и большинство частных медицинских служб работает по государственным контрактам.
Работа частных поставщиков медицинской помощи находится под строгим контролем со стороны государства и общественности. Они проходят процедуры аккредитации и лицензирования, где к ним применяются те же стандарты качества медицинской помощи, которые действуют в отношении государственных (общественных) служб здравоохранения.
В Индии подавляющее большинство населения пользуется услугами частного сектора, отличительную черту которого составляет структурное многообразие. Значительную долю поставщиков частных услуг в этой стране составляют местные знахари и официально зарегистрированные лекари, практикующие такие направления традиционной индийской медицины, как аюверда, йога и прочие, а также гомеопатию. Специализированную и высокотехнологичную помощь высокого качества оказывают частные клиники. Многие из них созданы на иностранные инвестиции и получают поддержку из-за рубежа [3].
Однако в частных медицинских службах нередко ради выгоды назначаются излишние процедуры и произвольно завышаются цены на услуги, что снижает их доступность для местного населения. Поэтому все настоятельнее становится необходимость усиления влияния Министерства здравоохранения Индии на частный сектор, распространения на него требований национальных стандартов и руководств относительно методов диагностики и лечения. В последние годы важным шагом в этом направлении служит налаживание партнерства между государственным и частным секторами. Ему содействует политика, проводимая правительством Индии. Предполагается, что в будущем роль частного сектора в здравоохранении в Индии будет расти. По некоторым прогнозам, в дальнейшем частный сектор будет удовлетворять 88% потребностей здравоохранения [4], но при этом его регулируемость со стороны государства возрастет и его вклад в выполнение национальной политики здравоохранения существенно увеличится.
Рост частного сектора в последние десятилетия наблюдается и в здравоохранении КНР, но идет он довольно медленно. Большинство служб здравоохранения остается в руках государства даже в условиях развития рыночных реформ [2]. В этой стране частный сектор находится под жестким контролем и руководством со стороны государства. Вопросы регулирования профессиональной медицинской деятельности, включая подготовку, лицензирование, права и ответственность медиков, определены в Законе «О практикующих врачах» (1999), положения которого относятся как к государственному, так и к частному сектору.
С 2000 г. по решению правительства КНР службы здравоохранения в этой стране разделяются на две основные категории — некоммерческие и коммерческие. И только первые из них пользуются финансовой поддержкой государства. Международные компании в области здравоохранения в основном получают доступ на китайский рынок, только если у них имеется китайский партнер по бизнесу. Они могут владеть в КНР лишь строго определенной долей больницы, функционирующей на основе партнерства с зарубежными инвесторами.
Бразилия, Индия и КНР, укрепляя частный сектор, привлекают зарубежных инвесторов и партнеров в здравоохранение и получают существенные экономические выгоды от притока капиталов и пациентов из-за рубежа.
Опыт стран БРИКС в этой области может быть использован и в Российской Федерации. Он показывает, что в современных условиях для более полного удовлетворения медицинских потребностей населения в странах, где руководящее положение занимает государственная система здравоохранения, необходимо соответственно развивать частную систему здравоохранения как важное дополнение и партнера для государственной системы. Это следует осуществлять при сохранении и укреплении строгого государственного контроля качества работы и цен медицинских услуг в частном секторе здравоохранения, привлекая общественность к проведению этого контроля.
Наличие развитой частной системы здравоохранения стимулирует привлечение пациентов и инвесторов из других стран и способствует укреплению материально-технологической базы национального здравоохранения, отвечающей глобальным нормативам научно-технического и информационного обеспечения служб, глобальным стандартам качества оказываемой медицинской помощи.