На правах рукописи НИСАНБелла Александровна НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ К ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОМУ ПАРТНЕРСТВУ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ14.02.03 — общественное здоровье и здравоохранение АВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание ученой степенидоктора медицинских наук МОСКВА — 2014Работа выполнена в ФГБУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья» РАМН Научный консультант: доктор медицинских наук, профессор
Нечаев Василий Сергеевич
Официальные оппоненты: член-корреспондент РАМН,
доктор медицинских наук, профессор
Кучеренко Владимир Захарович,
доктор медицинских наук
Концевая Анна Васильевна, ведущий научный сотрудник
ГНИЦ профилактической медицины Минздрава России
доктор медицинских наук, профессор Свирин Александр Васильевич
кафедра офтальмологии лечебного факультета Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н. И. Пирогова
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Российский университет
дружбы народов"
Защита состоится «29» мая 2014 года в 11 часов на заседании диссертационного совета Д. 001.047.01 при Национальном научно-исследовательском институте общественного здоровья РАМН (105 064 Москва, ул. Воронцово Поле, 12/1).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Национального научно-исследовательского института общественного здоровья РАМН по адресу: 105 064 Москва, ул. Воронцово Поле, 12/1.
Автореферат разослан «_____"____________ 2013 года
Ученый секретарь
диссертационного совета,
доктор медицинских наук Т.И. РАСТОРГУЕВА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Расширение воздействия глобализации на все сферы жизнедеятельности современного российского социума затрагивает и такую социально чувствительную область как здравоохранение. В условиях «постиндустриального» рынка обостряются проблемы доступности и качества медицинской помощи, деятельность лечебно-профилактических учреждений все более ориентируется на ее финансовый компонент получения прибыли, что усиливает несправедливость в отношении здоровья и доступности медицинской помощи (Э. Бекк, 2002, М. Г. Делягин 2003, I. Wutton 2008).
Демографическая ситуация станет одним из катализаторов роста цен на медицинское обслуживание в ближайшие 15 лет, поскольку в странах Европейского Союза население стремительно стареет. По статистическим данным Eurostat (2009) 75 млн европейцев (17% от всего населения ЕС) старше 65 лет. Поэтому справиться с последствиями естественного повышения спроса на медицинские услуги может только продуманная стратегия финансирования отрасли, которая должна осуществляться как за счет государственных, так и за счет частных взносов. Только такой подход позволяет сдержать ценовой рост и обеспечить доступность для населения квалифицированных медицинских услуг.
В этом контексте в Российской Федерации происходит уменьшение числа амбулаторно-поликлинических и больничных учреждений в государственном секторе и рост количества учреждений здравоохранения в негосударственном секторе. Затраты населения на охрану здоровья достигают 40% в сравнении с 15—30% в других странах. Одним из инструментов решения этого вопроса, с учетом низкого качества медицинской помощи и неудовлетворительного технологического оснащения, является со-финансирование лечебно-профилактической помощи за счет государственного и частного секторов. Такой подход наиболее эффективен в рамках широкого использования в здравоохранении механизмов государственно-частного партнерства — сотрудничества различных частных и государственных структур по проблемам охраны здоровья населения. (Варнавский В.Г., 2004, С. А. Колесников 2010, Д. В. Пивень 2009).
В настоящее время Гражданский, Бюджетный, Налоговый и другие кодексы не содержат прямых ссылок на регулирование вопросов государственно-частного партнерства, том числе и в здравоохранении.
Система государственного и муниципального здравоохранения не располагает необходимыми организационными возможностями решения поставленных перед ними задач по охране здоровья населения без взаимодействия с частными организациями-поставщиками медицинских услуг, в том числе по вопросам организации эффективной лечебно-профилактической помощи населению по отдельным нозологиям в государственном, и в частном секторах здравоохранения (Т.В. Нижегородцев 2009).
Конкретным примером государственно-частного партнерства в здравоохранении является организация лечебно-профилактической помощи при такой широко распространенной патологии как дефекты зрения. По данным Г. К. Аветисяна (2007), в Российской Федерации до 40% граждан страдают близорукостью. При этом 40,8% населения для преодоления дефектов зрения пользуется корригирующими очками и 2% - контактными линзами. В 2010 г. число посещений к врачам-офтальмологам составило около 65,5 млн. в год.
В условиях рыночной экономики приоритетным для субъектов рынка оптических услуг стало получение прибыли. Неразработаность государственной системы регулирования обеспечения населения средствами коррекции зрения ведет к децентрализации соответствующего рынка при увеличении потребности населения в коррекции зрения и конкурентному расширению сети салонов оптики с нередко утратой необходимого качества профессиональных услуг.
В докторском исследовании В. В. Келарева (2006) изучены вопросы управления развития рынка оптических услуг в интересах социально-незащищенных слоев населения как социально ориентированного сегмента системы здравоохранения. Однако основное внимание автор уделяет экономическим и финансовым аспектам, проблемы государственно-частного или общественно-частного партнерства им не затрагиваются.
Однако надлежащую оптическую коррекцию
могут подобрать только квалифицированные специалисты, работающие как в государственных, так и в частных медицинских учреждениях. Ключевым препятствием является отсутствие специалистов по оптометрии (определение и коррекция дефектов оптической системы глаза с помощью оптических средств). Оптометрия как медицинская специальность, официально входит в структуру систем здравоохранения многих стран. В России специалисты по оптометрии востребованы и в государственном, и в частном секторе здравоохранения в силу быстрого развития рынка медицинских услуг и практического отсутствия соответствующих образовательных учреждений.
На примере изучения организационных особенностей оказания оптометрических услуг, которые оказываются одновременно в государственном и частном секторах, будет проведен теоретический и методологический анализ государственно-частного партнерства в здравоохранении, что позволит предложить пути более широкого внедрения этого института в здравоохранение для обеспечения качества и доступности медицинской помощи населению в условиях конкурентной модели здравоохранения и вызовов глобализации. Все вышеизложенное и определило актуальность настоящего диссертационного исследования.
Цель исследования — научно обосновать организационные подходы к государственно-частному партнерству в здравоохранении Российской Федерации.
Задачи исследования:- Проанализировать теоретические и методологические аспекты проблемы государственно-частного партнерства в организации здравоохранения.
- Научно обосновать комплексную методику исследования вопросов государственно-частного партнерства в организации здравоохранения.
- Изучить современные аспекты нормативного регулирования государственно-частного партнерства в здравоохранении.
- Провести экспертную оценку проблем государственно-частного партнерства в организации здравоохранения на примере оптометрии.
- Научно обосновать подходы к модельной организации государственно-частного партнерства в здравоохранении (на примере оказания оптометрических услуг).
В работе использованы современные
научные методы исследования: теоретический анализ, метод научного обобщения, метод экспертной оценки, метод сравнительного правоведения, информационно-аналитический метод.
Научно-теоретическая новизна исследования состоит в том, что:
— выявлены теоретические принципы организации государственно-частного партнерства в здравоохранении;
— научно обоснованы методологические подходы к исследованию вопросов государственно-частного партнерства в организации здравоохранения;
— для органов управления здравоохранением, на примере оптометрической службы, научно обоснованы пути интеграции принципов государственно-частного партнерства в систему отечественного здравоохранения;
— на примере оптометрической службы предложены направления подготовки медицинских кадров для обеспечения качества и доступности медицинской помощи населению в условиях конкурентной модели здравоохранения.
Научно-практическая значимость исследованиязаключается в том, что:
— на основе экспертной оценки выявлены основные проспективные преимущества и риски участия в государственно-частном партнерстве для государственного и частного секторов здравоохранения;
— на примере оптометрической службы предложены научно обоснованные направления развития государственно-частного партнерства в организации, здравоохранения;
— установлены и научно обоснованы зоны нормативно-правового регулирования государственно-частного партнерства в здравоохранении;
— разработаны на примере подготовки специалистов по оптометрии научно-практические рекомендации по повышению качества обучения для эффективного участия профессиональных кадров в организации государственно-частного партнерства в здравоохранении;
Внедрение результатов исследования в практику здравоохранения.По материалам исследования разработаны для широкого использования в практике здравоохранения методические рекомендации «Организационно-правовые подходы к государственно-частному партнерству в здравоохранении» (утверждены Пленумом Научного совета РАМН по общественному здоровью и здравоохранению № 50.00 «09» апреля 2013 г.).
По материалам исследования подготовлены Предложения по развитию государственно-частного партнерства в здравоохранении и представлены в Комитет по здравоохранению Государственной Думы Р Ф.
Основные результаты исследования используются в деятельности Департамента здравоохранения г. Москвы, Управления здравоохранения г. Владивостока, МНТК «Микрохирургия глаза» им. академика С.Н. Федорова
Минздрава России, а также в учебно-педагогическом процессе на кафедре офтальмологии педиатрического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова
Теоретические и методологические разработки, результаты диссертационного исследования используются в научно-исследовательской работе Национального НИИ общественного здоровья РАМН.
Основные положения, выносимые на защиту:- Особенности организации государственно-частного партнерства в здравоохранении.
- Результаты анализа современных аспектов нормативного регулирования государственно-частного партнерства в здравоохранении
- Экспертная оценка проблем государственно-частного партнерства в организации здравоохранения на примере оптометрии.
- Принципы модельной организации государственно-частного партнерства в здравоохранении на примере организации оптометрических услуг.
- Методические рекомендации по организационно-правовым подходам к государственно-частному партнерству в здравоохранении
Апробация материалов диссертации и публикации. Основные положения диссертации доложены и обсуждены на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социальной психологии и здравоохранения» (Махачкала, декабрь 2011); международном симпозиуме «Традиции и новаторство в истории отечественной медицины» (Москва, ноябрь 2011), конгрессе по вопросам здравоохранения России 2012: Инвестиционные возможности и финансовые решения (Москва, февраль 2012), научно-практической конференции «Современные проблемы регионального здравоохранения» (Иркутск, январь 2012), международной научно-практической конференции, посвященной Всемирному дню здоровья (Киев Украина, апрель 2012), международной научно-практической конференции «Роль здравоохранения в охране общественного здоровья» (апрель 2012); конференции Отдела исследований развития охраны здоровья населения Национального НИИ общественного здоровья РАМН (апрель 2012), межотдельческой конференции Национального НИИ общественного здоровья РАМН (апрель 2012).
По материалам исследования опубликовано 50 печатных работ, в том числе 17 в изданиях, рекомендованных ВАК и 1 монография.
Личный вклад автора. Автором проведен подбор и анализ современной научной отечественной и зарубежной литературы по изучаемой проблеме, разработаны базовая методология и организационные подходы исследования, организованы проведение, сбор первичного материала и анализ результатов экспертного опроса работников органов управления здравоохранением и работников медицинских учреждений по проблеме государственно-частного партнерства в здравоохранении, проведен анализ действующих нормативно-регулирующих положений в области организации государственно-частного партнерства в здравоохранении, определены ключевые проблемы подготовленности кадров в области государственно-частного партнерства, предложена модельная организация государственно-частного партнерства ваздравоохранении; суммарный вклад автора составил более 90%.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Научные положения диссертационного исследования соответствуют формуле специальности 14.02.03 — общественное здоровье и здравоохранение. Результаты проведенного исследования соответствуют областям указанной специальности, а именно пунктам 1, 3, 6, 9 паспорта специальности «общественное здоровье и здравоохранение».
Структура и объем работы. Диссертация изложена на 295 страницах машинописного текста и состоит из введения, шести глав, заключения, выводов и предложений, списка литературы и приложений. Указатель литературы содержит 395 источников, в том числе 174 зарубежных. Работа иллюстрирована 42 таблицами и 5 рисунками.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во
Введении обосновывается актуальность исследования, определены цель и задачи, показаны научно-теоретическая новизна и научно-практическая значимость работы, изложены основные положения, выносимые на защиту.
Первая глава посвящена изучению актуальных проблем организации государственно-частного партнерства в здравоохранении. Показано, что расширение воздействия глобализации на все сферы жизнедеятельности российского социума затрагивает такую социально чувствительную область, как здравоохранение. В условиях «постиндустриального» рынка обостряются проблемы доступности и качества медицинской помощи, деятельность медицинских учреждений все более ориентируется на ее финансовый компонент получения прибыли, что усиливает несправедливость в отношении здоровья и доступности медицинской помощи (I. Wutton, 2008). Мировое сообщество вводится в рамки правил глобального международного рынка, приоритет все в большей степени отдается концепту снижения затрат. В стратегиях внутригосударственного развития снижается приоритетность здравоохранения, а доля социально направленных мероприятий уменьшается. Эти тренды несут опасность постепенного отказа от принципа социальной солидарности, в том числе и в здравоохранении. На уровне индивида формируется т.н. приватная экономическая неуверенность, у населения формируется перманентный социальный стресс (Э. Бек, 2003).
Многие государства активно отходят от патерналистских принципов в здравоохранении, обосновывая это процесс необходимостью усиления роли гражданского общества в лице профессиональных и общественных объединений и активизации позиции самого отдельно взятого человека в вопросах обеспечения защиты собственных гражданских прав и несения полной личной ответственности за свое здоровье. Поэтому увеличивается опасность того, что такой ключевой принцип как доступность медицинской помощи — предоставление ее всему населению без финансовых или иных ограничений, — не получит полноценной реализации и необходимой поддержки. Политические и экономические преобразования последних лет создали условия для объединения усилий государства, бизнеса и гражданского общества в решении социальных задач в рамках
государственно-частного партнерства (ГЧП) — институциональных отношений между государством, в лице органов государственного управления, и частными организациями, представляющими бизнес и гражданское общество в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и научно-исследовательских конструкторских работ до обеспечения общественных услуг (Варнавский В.Г., 2004). Особую актуальность становление и развитие ГЧП приобретает в современных условиях глобализации экономики и интернационализации производства. ГЧП с участием иностранного капитала дает больше возможностей России интегрироваться в мировую экономику и получать необходимый опыт и передовые технологии. Показано, что в зарубежных странах осуществляемые в рамках государственно-частного партнерства проекты широко распространены в самых разных отраслях.
Принципы государственно-частного партнерства могут успешно реализовываться в любой сфере, где интересы бизнеса и государства пересекаются. Чем выше уровни производительности труда, потребления ВВП на душу населения, социальной защиты, качества медицинского обслуживания и образования, средней продолжительности жизни, тем чаще используется ГЧП в
здравоохранении, где государство заинтересовано в улучшении качества медицинской помощи, а бизнес может выгодно вложить средства, одновременно выполняя значимые для общества задачи (Громыко И., 2009; Жилинский Е. В., 2010; Панфилова Т., 2009; Пивень Д. В., 2008).
Практика демонстрирует, чтогосударство неспособно на платформе исключительно бюджетного здравоохранения выполнять в полном объеме гарантии бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Поэтому на современном этапе российское здравоохранение нуждается в том, чтобы в него пришел частный инвестор.
Ни одно ГЧП не может работать без заинтересованности государства, которая принципиально важна для обеспечения общего политического руководства и предоставления ресурсов в сфере здравоохранения
Задачами государственных структур в рамках ГЧП являются: развитие стратегий программ, основанных на практическом опыте; принятие и проведение в жизнь законов и правовых норм, необходимых для эффективной и бесперебойной деятельность ГЧП; финансирование образования, служб здравоохранения и социальных служб; обеспечение вовлеченности заинтересованных государственных органов.
Задачами некоммерческого сектора в рамках ГЧП являются: обеспечение сотрудничества между ключевыми структурами в регионе; распространение информации об опыте успешной работы на национальном и международном уровне; обеспечение доступа к труднодоступным группам населения благодаря непосредственным личным контактам; контроль над тем, чтобы лекарственные препараты и медицинские услуги доходили до людей, нуждающихся в них, и ГЧП действовали в интересах получателей услуг; обеспечение финансирования широкого спектра деятельности ГЧП — от медикаментозного обеспечения до анализа эпидемиологической ситуации.
В успешных ГЧП каждый из участников — государство, частный сектор, гражданское общество — как правило, несет ответственность за ряд аспектов деятельности партнерства. При этом роли партнеров меняются по мере изменения ситуации.
ВОЗ, учитывая важность создания государственно-частных партнерств, рассматривает партнерство как основную функцию в деле достижения здоровья для всех и провозглашает основными целями: достижение всеобщего доступа к основным лекарственным средствам и медицинским услугам; активизацию научных исследований; профилактику преждевременной смертности, заболеваемости и инвалидности; приобретение знаний и практического опыта у частного сектора (Buse K., Waxman A., 2001; Braverman P., Grushkin S., 2003; McKee M., Edwards N., Atun R., 2006).
Стремительно растущие расходы на медицинскую помощь во всем мире стимулируют правительства к использованию государственно-частных партнерств для повышения эффективности медицинского обслуживания (Касимовский К.К., Касымова Г. П., 2011), По данным международной аудиторской компании Прайсуотерхаус Куперс, расходы на здравоохранение среди стран ОЭСР и государств БРИК к 2020 г. составят 71 трлн. долларов США. государственно-частное партнерство дает возможность органам управления здравоохранением контролировать стандарты медицинской помощи, одновременно используя эффективность работы частного сектора, финансовую дисциплину и внедрение инноваций (Sekhri N., Feachem R., 2011).
Исследования глобальной инфраструктуры свидетельствуют о том, что из-за финансового кризиса государственно-частные партнерства в здравоохранении рассматриваются как перспективная область, поскольку правительства переключают свое внимание на проекты социального обеспечения.
Государственно-частные партнерства в здравоохранении — это модель, которая в равной степени интересна всем участникам сектора здравоохранения. Государственно-частные партнерства предоставляют хорошую возможность поставщикам медицинской помощи успешно решать проблемы сокращения государственного финансирования здравоохранения и растущего спроса на медицинскую помощь. Партнерство государства с организациями частного сектора может обеспечить здравоохранение новыми источниками финансирования, высококвалифицированными кадрами и современными высокими технологиями.
Статьей 14 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (2010) впервые установлено, что к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья относятся установление порядка осуществления медицинской деятельности на принципах государственно-частного партнерства в сфере охраны здоровья. Федеральный закон № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» (2011) установил, что осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования имеют право медицинские организации любой предусмотренной законодательством организационно-правовой формы (в том числе организации частной системы здравоохранения) и индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой. В свете развития государственно-частного партнерства это становится актуальным, так как в соответствии с этим же законом с 1 января 2013 г. тариф на оплату медицинской помощи должен будет финансироваться в полном объеме, что должно способствовать привлечению частных клиник в систему оказания медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.
Государственно-частное партнерство будет способствовать формированию конкурентной среды в здравоохранении, созданию равных условий для организаций здравоохранения с различными формами собственности, развитию добровольного медицинского страхования.
Партнерство должно быть в гармонии с национальным приоритетом в области здравоохранения, оно должно дополнять, а не подменять государственные инициативы и должно быть оптимально интегрировано в национальную систему здравоохранения, без какого либо конфликта интересов. Следует четко понимать, что у государства и частного партнера — разные мотивации участия в ГЧП, но цель одна — укрепление здоровья граждан России. Основными структурообразующими элементами государственно-частного партнерства в здравоохранении должны стать не отдельные медицинские организации или сети клиник, а стратегические альянсы органов власти, профессиональных саморегулируемых организаций и частных инвесторов.
Во
Второй главе рассмотреныпроблемы методологии изучения вопросов организации государственно-частного партнерства в здравоохранении. Рассмотрена потенциальная роль государственно-частного партнерства в решении задач глобальной стратегии ВОЗ «Здоровье-21» для обеспечения в любой системе здравоохранения равноправия, справедливости и устойчивости в отношении здоровья населения. Согласно Люблянской конференции по реформированию здравоохранения (1996), в вопросах предоставления такого социального блага, как здравоохранение, не может быть места неограниченному и бесконтрольному господству рыночных принципов. методология организации государственно-частного партнерства в здравоохранении должна предусматривать своей конечной целью обеспечение высококачественное и экономически эффективное использование ресурсов, удовлетворение интересов и потребностей, как потребителей медицинских услуг, так и тех, кто их предоставляет.
Согласно теоретическим изысканиям Р. Б. Солтман, Р. Буссе (2003), предпринимательская инициатива в здравоохранении не может не предусматривать разностороннюю деятельность по совершенствованию медицинского обслуживания, по повышению его качества и эффективности развернулась в государственном и некоммерческом частном секторах, в лечебных и вспомогательных медицинских заведениях. Структурная перестройка здравоохранения, обусловленная действием рыночных механизмов, прошла во многих странах Европы. Медицинское обслуживание совершенствовалось не так быстро. Движущей силой этого процесса стала активизация предпринимательства в рамках государственно-частного партнерства (Saltman and Figueras 1997; Saltman et al. 1998; Paton et al. 2000). Опыт европейских стран показал, что предпринимательство может весьма эффективно стимулировать также организационную перестройку системы здравоохранения. Предпринимателем является тот, кто «перемещает экономические ресурсы из области низкой производительности и прибыли в область высокой производительности и прибыли» (Ж.Б. Сэй). С точки зрения государственного планирования преимущества предпринимательской деятельности заключаются, прежде всего, в лучшем соотношении между вложенными средствами и полученным результатом, что иногда обозначается как «лучшая рыночная стоимость денег».
Инновационный импульс предпринимательства в здравоохранении может сыграть отрицательную роль, если не будет сдерживаться эффективным государственным регулированием. Предприниматель стремится разделить рынок на мелкие участки, найти самый выгодный и разрабатывать его, тогда как государству необходимо, чтобы весь рынок работал эффективно и снабжал население услугами по доступным ценам. Отсутствие ограничений на предпринимательскую деятельность приводит к банкротству компаний медицинского страхования, многократному превышению расходов над доходами, отсеиванию «нежелательных» клиентов, стремлению к получению сверхприбылей, резкому ухудшению качества медицинских услуг и т. п.
Обосновывается методологическое положение о том, что понимание здравоохранения как социального и в то же время личного блага делает роль регулирования в данном секторе особенно важной для исключения опасности принятия корыстных решений. На примерах из опыта Великобритании, Германии, Нидерландов, Испании, Италии, Скандинавии рассмотрены различные подходы к решению таких вопросов как выбор между различными фондами медицинского страхования, учреждение глобальных бюджетов для больниц, контроль за ростом цен через механизмы нормативного регулирования государственно-частного партнерства в здравоохранении.
На основе теоретических разработок N. Arrow (1963), A. Sen (1978), S. Rice (1998) доказывается, что рыночные механизмы, лежащие в основе предпринимательской деятельности, недостаточны для решения основных задач, которые государство ставит перед здравоохранением. Тем более, что активизация предпринимательской деятельности в системе здравоохранения не обязательно обусловлена ростом приватизации в данном секторе. Внедрение рыночных механизмов в государственную систему здравоохранения сделает ее более эффективной и экономичной, заставит ее живее откликаться на нужды больных и, следовательно, будет способствовать ее укреплению и сохранению воплощаемых ею социальных ценностей. Регулирование государственно-частное партнерства в здравоохранении — процесс крайне сложный, потому что представляет собой непрерывно единую развивающуюся многомерную структуру из механизмов и организационных технологий экономики, менеджмента, права и политики.
Механизмы регулирования делятся на две основные категории — инструменты (tools) и стратегии (strategies). Механизмы, принадлежащие к этим категориям, могут выступать в разнообразных сочетаниях. Важнейшими категориями инструментов являются закон, административный декрет и судебное решение; эти три категории соответствуют трем ветвям власти — законодательной, исполнительной и судебной. Каждая категория может выступать во множестве различных форм и форматов (сказанное относится в особенности к административным декретам); степень безоговорочности также может быть различной (рекомендации, директивы, крайние меры и т. п.).
Перенос общих представлений о регулировании в область здравоохранения — задача, связанная с существенными трудностями. Из изложенного выше должно быть ясно, что государственное регулирование — это сложная система мероприятий, предполагающая использование разнообразных инструментов и стратегий. Система здравоохранения также представляет собой сложный, громоздкий конгломерат программ и учреждений, решающих разнообразные задачи — от терапии острых случаев до профилактики, от индивидуального лечения до мер, затрагивающих население в целом, от стационарного лечения до первичной помощи, от стоматологических услуг до лечения профессиональных и психических заболеваний. Неудивительно, что политические решения, относящиеся к здравоохранению и некоторым другим секторам сферы услуг (например, к системе образования), часто носят приблизительный, несовершенный характер; разумные политики сознают, что даже такие решения будет трудно реализовать.
Отбор конкретных механизмов и соотношение между ними в значительной степени определяются тем, какова конфигурация основных политических задач, нашедшая свое отражение в общей структуре здравоохранения того или иного государства. Важно отметить, что хотя политические цели и управленческие механизмы концептуально различаются, они должны быть приведены в соответствие друг с другом, дабы у правительственных органов была стройная и реально осуществимая программа действий в области здравоохранения.
Методология изучения вопросов организации государственно-частного партнерства в здравоохранении должна учитывать долгосрочный тренд подъема общего уровня предпринимательства в отрасли. Поэтому масштаб регулирующих мер со стороны государства будет расширяться. Что потребует постоянного мониторинга и оценки того, какие службы системы здравоохранения регулируются слишком активно, а какие нуждаются в усилении регулирующих мер. Усиление и расширение рыночной активности в здравоохранении ведет к интенсификации государственного регулирования. Поэтому совершенствование методологии регулирования и освоение новых организационных технологий не приведет к принципиальным изменениям в системе управления здравоохранения, но расширит ее возможности и создаст хорошую основу для повышения качества медицинской помощи населению.
В
Главе третьей показано, что неотъемлемой частью организации государственно-частного партнерства в здравоохранении на примере оптометрии является его нормативное регулирование. Исследование позволило установить, что в 2010 г. на ведомственном уровне были приняты документы, определяющие направления и виды деятельности в области офтальмологии и оптометрии — приказ Минздрава России от 27 февраля 2010 г. № 115н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению Российской Федерации при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты», регулирующих вопросы организации и оказания неотложной и плановой офтальмологической помощи и приказ Минздрава России от 23 июля 2010 г. № 541н
«Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.
Определения государственно-частного партнерства в нашем законодательстве нет, а ГЧП в здравоохранении регулируется такими законами как «Об организации страхового дела в Российской Федерации», «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и Законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», принятым в 2011 г. Очень важен новый Закон «Об автономных учреждениях», но его принципы пока распространяются только на сферу образования, введению автономного принципа для учреждений здравоохранения оказывается большое противодействие.
Статьей 14 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (2011) впервые установлено, что к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья относятся установление порядка осуществления медицинской деятельности на принципах государственно-частного партнерства в сфере охраны здоровья. Закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ» установил, что осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования имеют право медицинские организации любой предусмотренной законодательством организационно-правовой формы (в том числе организации частной системы здравоохранения) и индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой. В свете развития государственно-частного партнерства это становится актуальным, так как в соответствии с этим же законом с 1 января 2013 г. тариф на оплату медицинской помощи должен будет финансироваться в полном объеме, что должно способствовать привлечению частных клиник в систему оказания медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.
Пока не приняты законы о гарантиях оказания медпомощи, о социальных стандартах, поэтому часть ниш в законодательстве до сих пор не заполнена.
Новые законы, которые могли бы способствовать развитию ГЧП в здравоохранении — «О Банке развития», «Об инвестиционных фондах» и «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», — не содержат понятия о ГЧП. Поэтому необходим закон о ГЧП прямого действия.
Принимаются меры, которые призваны улучшить существующую ситуацию. Принято постановление Правительства Р Ф от 14 февраля 2009 г. № 138 «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении объектов здравоохранения, в том числе объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения». Разрешено брать в концессию объекты здравоохранения.
В
Главе четвертой представлен анализ экспертной оценки проблем государственно-частного партнерства в организации здравоохранения на примере оптометрии. Применялся субъективный метод отбораэкспертов путем привлечения специалистов из профессиональной среды, в данном случае учреждений, участвующих в государственно-частном партнерстве в здравоохранении.
Отбор учреждений проводился по таким критериям как юридическая форма, сектор деятельности (государственный и частный), форма организации, численность сотрудников, виды оказываемых услуг. Базами исследования для организации и проведения экспертного опроса было выбрано 28 учреждений г. Москвы различной формы собственности, которые оказывают медицинские услуги в области коррекции зрения и оптометрии, поскольку в этом виде деятельности активно задействованы и государственный, и частный сектора здравоохранения на принципах партнерства. К исследованию, в соответствии с целью «разведывательного» опроса и стандартными требованиями к выборке экспертов, было привлечено 28 респондентов, занимающих должности руководителей различных подразделений включенных в исследование учреждений.
Экспертам была предложена анонимная анкета, содержащая восемь блоков вопросов, которые нужно было оценить по пятибалльной шкале следующие разделы организации государственно-частного партнерства в здравоохранении:
- преимущества, которые имеет ГЧП в здравоохранении;
- возможные социальные риски при реализации проектов ГЧП;
- предпосылки развития ГЧП в здравоохранении;
- степень важности наиболее характерных признаков ГЧП в здравоохранении;
- риски для государственных структур при реализации проектов ГЧП в здравоохранении;
- риски для частных структур при реализации проектов ГЧП в здравоохранении;
- возможные преимущества бюджетных ЛПУ в сравнении с частными ЛПУ при реализации проектов ГЧП в здравоохранении;
- основные направления развития ГЧП в здравоохранении.
Рейтинги преимуществ, социальных рисков и основных направлений развития ГЧП в здравоохранении приведены в Табл. 3−5.
Таблица 3. Рейтинг преимуществ государственно-частного партнерства в здравоохранении по результатам экспертной оценки
Рейтинг преимуществ ГЧПБаллы1. Более широкие возможности повышения качества медико-социальных услуг 4,4
2.Использование профессионализма и опыта частного сектора в развитии современных форм финансирования, управления и хозяйственной деятельности в здравоохранении 3,8
3.Помощь в развитии инфраструктуры медицинских учреждений 3,6
4.Участие бизнеса в развитии объектов государственной
собственности в здравоохранении 3,3
5.Внедрение передовых методов управления в органах власти всех уровней 2,8
6.Стимулирование предпринимательского мышления у государственных служащих 2,5
Таблица 4. Рейтинги социальных рисков государственно-частного партнерства в здравоохранении по результатам экспертной оценки
Рейтинг социальных рисков ГЧПБаллы1.Повышение стоимости медицинских услуг 4,2
2. Негативное влияние на медицинское сообщество, работающее в иных экономических условиях 4,1
3. Избыточность назначений в условиях отсутствия утвержденных государственных стандартов и контроля 3,6
4. Реальная опасность перехода объекта из государственной собственности в частный сектор и изменение его профиля и др. 3,6
5.Снижение экономической доступности лечебно-профилактической помощи 3,5
6.Введение дополнительных ограничений для контингента больных с учетом страховых рисков, связанных с состоянием их здоровья 3,4
7.Финансовая затратность проектов ЧГП 3,1
8.Приоритетное размещение ЧГП- проектов в экономически выгодных для бизнеса административных и экономических зонах 2,6
Таблица 5. Рейтинги основных направлений развития государственно-частного партнерства в здравоохранении по результатам экспертной оценки
Рейтинг основных направлений развития ГЧПБаллы1 Повышение качества медико-социальных услуг. 4,5
2. Совершенствование нормативно-правовой среды в здравоохранении 3,8
3.Повышение доступности фармацевтической продукции и медицинских технологий 3,6
4.Создание новых и совершенствование существующих лекарственных средств и медицинских технологий, 3,4
5.Улучшение обмена информацией между медицинскими учреждениями и расширение доступа к информации 3,4
6.Создание новых рабочих мест для медицинских работников 2,9
Анализ результатов опроса экспертов позволил сделать следующие выводы:
- Частно-государственное партнерство имеет более широкие возможности для повышения качества медицинских услуг
- Возможности частно-государственного партнерства в стимулировании предпринимательского мышления у госслужащих и внедрения передовых методов управления в органах власти всех уровней невелики.
- Самые большие социальные риски, которые могут возникнуть при реализации проектов частно-государственного партнерста -это повышение стоимости медицинских услуг и негативное влияние на медицинское сообщество, работающее в иных экономических условиях
- Главной предпосылкой развития частно-государственного партнерства в здравоохранении РФ следует считать успешный зарубежный опыт стран с различными системами финансирования здравоохранения.
- Наиболее важным признаком частно-государственного партнерства должно быть наличие главной цели -оказание общественно значимых услуг.
- При частно-государственном партнерстве основным риском для государственных структур может стать потеря на длительный срок контроля со стороны государства за объектом.
- Частные инвесторы при реализации проектов частно -государственного партнерства особенно зависят от изменений в законодательстве
- При оказании платных услуг бюджетные ЛПУ имеют значительные преимущества перед частными ЛПУ -это смешанное финансирование и налоговые льготы.
- Основным направлением развития ГЧП в здравоохранении должно стать повышение качества медико-социальных услуг.
Исследование показало, что квалифицированные специалисты, имеющие опыт управленческой работы и в государственном, и частном секторах здравоохранения тем не менее нуждаются в дополнительной информации о принципах функционирования системы государственно-частного партнерства в здравоохранении, что подчеркивает актуальность и востребованность изучения социально-гигиенических и организационных вопросов в этом секторе отрасли.
В
Главе пятой представлен анализ организационных особенностей организации оптометрической помощи при болезнях глаза и его придаточного аппарата. Показано, что одним из примеров реализации возможностей государственно-частного партнерства является профилактика и лечение таких социально значимых заболеваний, как заболевания глаз. Согласно оценкам ВОЗ (2010), в мире около 285 миллионов человек имеют различные нарушения зрения. Из них 39 миллионов являются слепыми. 121 миллион человек имеет нарушения зрения из-за нескорректированных аномалий рефракции (близорукости, дальнозоркости или астигматизма). низкая результативность существующих служб и нехватка ресурсов приведет по прогнозам ВОЗ, к увеличению числа слепых к 2020 г. до 75 миллионов, а слабовидящих — 200 миллионов. Среди других причин стоит отметить и демографические изменения, приведшие к росту пожилых людей, а также гендерное неравенство, при котором от слепоты страдают в основном женщины.
Заболеваемость патологией органа зрения на территории РФ составляет около 11 тыс. на 100 тыс. населения. С учетом заболеваний глаз и аномалий рефракции число посещений к врачам-офтальмологам составляет около 65,5 млн. в год, т. е. за офтальмологической помощью ежегодно обращается каждый второй гражданин России. Остаются высокими показатели инвалидности вследствие глазной патологии. В РФ количество учтенных слепых и слабовидящих составляет около 218 тыс. человек, из них слепых — 103 тыс., уровень слепоты и слабовидения — 19,08 на 10 тыс. населения. В контингенте инвалидов по зрению 22% составляют люди молодого возраста.
В России по данным Росстата (2010) показатель первичной заболеваемости для класса болезней глаза и его придаточного аппарата составил 33,0 на 1000 населения. В структуре первичной заболеваемости болезни глаза и его придаточного аппарата занимают 8 место (таб.1)
В абсолютных значениях первичная заболеваемость в группе болезней глаза его придаточного аппарата составила 4715 тыс. чел., что ниже значений показателя в группе болезней органов дыхания (46 281 тыс. чел.), травмы и отравления (13 096 тыс. чел), болезни кожи и подкожной клетчатки (6886), болезни мочеполовой системы (6842), болезни костно-мышечной системы (4789) и болезни органов пищеварения (4778).
Первичная заболеваемость возросла 3365,9 на 100 000 в 2005 г. до 3577,3 в 2006 г., снизившись впоследствии до 3366,8 в 2009 г. Распространенность же данной патологии росла с 10 413,6 до 11 050,3.
На фоне стабильных показателей заболеваемости миопией среди всего населения, произошел значительный рост первичной (+ 23,2%) и общей (+18,1%) заболеваемости среди населения. Пик роста заболеваемости миопией приходится на 2006 год и составляет 40,5% к показателю первичной заболеваемости 2005 года и 18,7% к показателю общей заболеваемости.
Таблица 5. Болезни глаза и придаточного аппарата. Динамика первичной и общей заболеваемости за 2005 — 2010 гг.
(на 100 000 населения)